РОЛЬ И МЕСТО МЕТОДОВ ДЕФЕКТОСКОПИИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
§ 1.1. Задачи и значение эксплуатационной дефектоскопии
Успешному решению ответственных задач, стоящих перед советской военной и гражданской авиацией, способствует не только высокое мастерство летчиков, штурманов, инженеров, техников и механиков, но и замечательная аівиационная техника. В настоящее время в эксплуатацию поступают новые самолеты и вертолеты различных типов, в которых воплощены последние достижения советской науки и промышленности. По своим летно-тактическим данным наши летательные аппараты превосходят лучшие образцы развитых капиталистических стран. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что Советскому Союзу принадлежат многие мировые рекорды по максимальной скорости, грузоподъемности, скороподъемности, высоте полета и др.
Отечественная авиационная техника имеет высокий уровень эксплуатационной надежности, что обеспечивает безопасность полетов в сложных погодных условиях днем и ночью. Вместе с тем из-за значительных нагрузок, испытываемых самолетами и вертолетами, из-за работы ряда узлов в агрессивной среде, а также из-за длительных сроков эксплуатации может произойти снижение эксплуатационных свойств материала некоторых ответственных деталей, образование в них дефектов и их разрушение. Причинами поломок деталей могут быть также производственные дефекты материала, не обнаруженные на заводах-изготови — телях.
Одним из мероприятий инженерно-авиационной службы (НАС) по поддержанию летательных аппаратов (ЛА) в исправном состоянии является проведение дефектоскопического контроля их высоконагруженных деталей и узлов. Целью такого контроля является своевременное обнаружение трещин, коррозии, недопустимых изменений механических свойств материалов, а также нарушения нормального положения или разрушения внутренних деталей узлов, агрегатов и приборов с тем, чтобы принять меры к устранению выявленных дефектов.
Применение средств дефектоскопии на различных этапах эксплуатации обеспечивает:
— полную выработку назначенных и межремонтных ресурсов авиационной техники и их обоснованное увеличение при сохранении заложенного уровня надежности;
— повышение достоверности определения технического состояния высоконагруженных деталей;
— уменьшение интенсивности отказов, предотвращение летных происшествий;
— слежение за развитием в процессе эксплуатации Л А допустимых несплошностей материала и прогнозирование на этой основе работоспособности деталей и узлов;
— экономию материальных ценностей, уменьшение простоя ЛА, увеличение в единицу времени возможных самолето-вылетов путем предотвращения разрушения деталей и сокращения связанных с этим ремонтных работ.
Применяемые на каждом этапе развития авиации методы и средства дефектоскопии зависят от уровня развития науки и техники, состояния экономики страны, требований НАС, вытекающих из обобщения случаев неисправностей авиационной техники, от физико-механических характеристик авиационных материалов, конструкции деталей и неразборных узлов, а также от уровня механических и температурных нагрузок, испытываемых ими.
Наличие трещин в нагруженных деталях самолетов с поршневыми двигателями до 50-х годов определялось в основном визуально. Для контроля деталей реактивных самолетов применения только визуального осмотра оказалось недостаточно. Потребовалось использовать инструментальные методы неразрушающего контроля (МНК) — капиллярный цветной, магнитопорошковый, ультразвуковой, токовихревой, позволяющие обнаруживать трещины усталости на ранней стадии их развития, пока они еще не видны глазом. С целью выявления отклеивания обшивки, например, от сотового наполнителя был внедрен импедансный акустический метод, а для определения состояния внутренних деталей — рентгеновский метод. Число методов и средств дефектоскопии, внедряемых в авиации, увеличивалось (рис. 1.1) по мере удлинения сроков эксплуатации реактивных самолетов, а также в связи с поступлением новых ЛА различных типов.
Объектами дефектоскопического контроля в эксплуатации являются стыковые узлы, рамы, балки, лонжероны крыла, центроплана, фюзеляжа и оперения; некоторые детали систем управления; клеевые соединения управляющих поверхностей и несущих винтов; валы, стаканы и лопасти воздушных винтов; стойки, авиационные колеса, детали подъемных механизмов и узлов навески шасси; рабочие лопатки и диски газовых турбин и компрессоров авиационных двигателей и др. Каждому типу Л А присущи свои объекты контроля.
Объем эксплуатационного дефектоскопического контроля из года в год возрастает. Как правило, на длительно эксплуатирующихся ЛА он больше, чем на новых. Число деталей, которые проверяют на отсутствие трещин инструментальными средствами, на
Рис. 1.1. Хронологическая последовательность внедрения методов и средств дефектоскопии в эксплуатацию (по годам) |
одних ЛА составляет единицы, на других — несколько десятков. Для сравнения отметим, что при капитальном ремонте методами дефектоскопии проверяют по нескольку сот типов деталей на одном планере или двигателе.
Под контролем в условиях эксплуатации (под эксплуатационным контролем) следует понимать контроль, проводимый на аэродроме, с демонтажом или без демонтажа узлов или контроль по эксплуатационной документации в ремонтном предприятии или в ремонтной базе. Специфика применения средств дефектоскопии при капитально-восстановительном ремонте авиационной техники здесь не рассматривается.
Дефектоскопический контроль в эксплуатации бывает периодический плановый (при выполнении регламентных работ) и неплановый разовый (при целевых осмотрах). В некоторых случаях плановый контроль проводится через 10—25 ч налета (наработки)* При проведении всех видов подготовок Л А к полетам (при оперативных видах технического обслуживания самолетов и вертолетов) средства дефектоскопии в плановом порядке, за редкими исключениями, не применяют.
Большая роль принадлежит дефектоскопии при исследовании технического состояния лидеров, испытаниях Л А на выносливость, а также при установлении причин отказов авиационной техники. В этих случаях число проверяемых деталей и глубина контроля существенно больше, чем периодического, н определяется специальными программами.
. На современном этапе развития авиации возрастание роли эксплуатационной дефектоскопии является объективной закономерностью, в основе которой лежат следующие факторы:
— значительное усложнение авиационной техники, расширение боевых и транспортных возможностей одного ЛА, увеличение его стоимости в десятки раз по сравнению со стоимостью первых серийных реактивных самолетов; это приводит к тому, что количество самолетов, потребное для решения тех же задач, сокращается, а требования к надежности ЛА значительно возрастают;
— развитие тенденции к эксплуатации Л А в зависимости от технического состояния; введение такой системы применительно к высоконагруженным деталям планера и двигателя потребует значительного увеличения объема и глубины инструментального контроля в эксплуатации.